Так бывает, что малышам необходимо лечить зубы. Кариес не щадит ни двух-, ни четырёхлеток. Первая встреча со стоматологом – самый важный момент, который определяет успех лечения зубов на годы вперёд. Как сделать так, чтобы ребёнок открыл рот, а не сжал зубы намертво, и позволил врачу провести все необходимые манипуляции? Очевидно, применить талант психолога, расположить к себе маленького пациента. Пример успешного контакта – в статье стоматолога Екатерины Басмановой.
Глаза в глаза
Встречаемся в холле клиники, подхожу к молодой стильной красавице-маме, держащей за руку белокурую малышку, уже не менее стильную.
— Привет! – улыбаюсь и присаживаюсь на корточки.
— Привет! Ты кто?
— Меня зовут Екатерина Андреевна. Можно просто Катя. А тебя как зовут?
— Саша.
Маленькая Саша внимательно смотрит на меня очень умными, нет, мудрыми не по возрасту большими глазами. Не отвожу взгляд. Мне нравится купаться в искренности, доверчивости и открытости. Отвечаю взаимностью. Саше почти 4 года и впервые возникла необходимость лечения зубов. Раньше она приходила к коллегам на осмотры. Ситуация стандартная, стоматологически банальная – кариес.
Катание на кресле
— Саша, мне очень приятно с тобой познакомиться! Я знала заранее, что ты сегодня придешь ко мне в гости и ждала нашей встречи!
— И мне приятно! — улыбаясь отвечает девчуша, продолжая пристально меня рассматривать и отслеживать каждое движение.
— Пойдем со мной! Я покажу тебе мой розовый кабинет и кресло! У тебя точно такого дома нет! – встаю и протягиваю руку, приглашая взять меня. Робко отпускает мамину, крепко берется за мою. Идем в «розовый» кабинет. Розовая плитка и краска на стенах, розовые салфетки, стаканчики, серебристое кресло..
— Катя, этот кабинет только для девочек что ли? – смеётся Саша.
Мама сзади поправляет: «Саша, Екатерина Андреевна!» Я глазами и губами показываю, что не стоит.
— Любят его больше девочки. Проходи, Сашуль, забирайся в кресло, устраивайся поудобнее. Смело усаживается. Мама неслышно устраивается на стуле напротив.
— Саша, ты любишь кататься? На качелях или аттракционах?
— Да! Очень люблю!
- Моё кресло умеет катать! Хочешь, я тебя покатаю?
- Да! – улыбается.
— Я сейчас нажму на кнопку, и ты поедешь наверх, хорошо? – мне очень важно получить разрешение, согласие на любое мое действие. И оправдать аванс доверия. Подтверждает, нажимаю, «катаемся» вверх-вниз, раскладываем-собираем, знакомимся с «ветром», «душем», «пылесосами» и «слониками».
Сначала рассказываю, потом показываю на себе, потом на Сашиной руке и ногте, потом пробуем в полости рта. Выясняю, что у Саши есть собака, малышка младшая сестра. Все это время общаемся втроем: я, ассистент и Саша. Мама не вступает в диалог, а я не обращаюсь к ней с вопросами. Всю нужную информацию мы обсудим не при Саше. Сейчас в кабинете в центре внимания и тепла она.
Рисование на зубах
— Ты знаешь, я очень люблю считать! Ты умеешь считать? – игриво смотрю в ясные глаза своей гостьи.
Оказывается, очень даже умеет! Пересчитываем все в кабинете, на себе, у мамы и ассистента: пальцы, уши, носы. Доходим до зубов. Рассказываю про маленькое зеркало и «счетную» палочку-указку. Определяем количество зубов для Саши, для меня – выясняем объем и степень сложности лечения. Ясноглазая не знает ничего про лечение зубов. Мне нужно ей рассказать про все манипуляции и ощущения на её языке и получить согласие.
— Что ты будешь делать? На что это похоже? – с настороженным любопытством спрашивает меня.
— Это как красить ногти лаком и рисовать! – отвечаю в тот момент то, что как инсайт приходит в голову.
— Ух ты! Я хочу! А что будем рисовать?
— А что ты хочешь? Могу звездочку, солнышко, цветочек или сердечко. Выбирай!
— Цветочек! Покажи, какой он будет!
Показываю на своей руке в перчатке все материалы, «рисовальные принадлежности», рисую цветочек жидким композитом, свечу «волшебной» лампой. Рассказываю про все этапы и ощущения, находя ассоциации и примеры из сказок и мультфильмов. И в это же посещение мы рисуем «цветочек» и на Сашином зубе, который она потом еще несколько дней будет показывать родным. Рисуем по-взрослому, с анестезией, с препарированием. Мы обнимаемся в конце, радуясь цветочку, говорим друг другу кучу комплиментов. Не специально, так получилось само собой! Она уходит от меня с такими же ясными и доверчивыми глазами, с какими пришла. А потом были еще сердечко, рыбка и лебедь. Но это уже другие истории.
Продолжение «игры»
Прошло почти три года с нашей с Сашей первой встречи. Она очень повзрослела, не по годам мудра, осознанна и интересна. Мы регулярно раз в 3-6 месяцев с ней видимся, но рисуем на зубах редко) Наши встречи сейчас – это узнать, как дела друг у друга, какие новые занятия, успехи и впечатления у Саши. Она знает про наше «рисование» правду ввиду своей сознательности и умности, но продолжает затеянную нами обеими когда-то игру. И за это я ей благодарна!
Недавно пришла ее младшая сестра. На осмотр – познакомиться. Села в кресло, долго и также внимательно, как Саша, смотрела на меня, а потом заулыбалась: «Так вот та самая Екатерина Андреевна, которая рисует на зубах! Давай считать, сколько их у меня!»
Это невероятно ценно для меня! Хочется смеяться и плакать от умиления, радости и счастья в такие моменты. Да, в первый раз может не случиться «цветочка», но если случится контакт, то все остальное случится позже по необходимости. И первый раз – он точно не может быть быстрым. Я открываюсь сама и открываю для себя нового человека и личность. И всегда это разная и новая история отношений, основанная на абсолютном доверии, честности и интересе.
Источник: https://organicwoman.ru/malysh-i-stomatolog/#share
© organicwoman.ru