Из всех областей медицины стоматология – едва ли не самая востребованная и одновременно самая импортозависимая. Как санкции повлияют на стоимость стоматологических услуг?
Согласно опросу ВЦИОМ от 2021 года 72% россиян жалуются на здоровье зубов и десен. Времена “карательной” советской стоматологии, когда пациентов часто лечили без средств обезболивания, миновали. Пациенты современных стоматологических клиник привыкли лечиться с комфортом и посещают зубного врача не только по медицинским показаниям, но и ради улучшения эстетики улыбки.
Однако с введением санкций поставки стоматологических материалов и оборудования усложнились. Некоторые гиганты, например, американская компания 3M, и вовсе ушли с российского рынка. По единодушной оценке наших экспертов доля импортных материалов в современной частной стоматологии составляет более 90% . С какими трудностями столкнулись стоматологические клиники?
Копылов Максим Валерьевич
Стоматолог-хирург, пародонтолог, основатель Пародонтологического центра Maxtreat
В частной стоматологии 90% материалов, инструментов, оборудования от зарубежных производителей. Поэтому в первые дни новости о санкциях посеяли на рынке панику. Волнение провоцировало и молчание притихших поставщиков – многие не могли дать четких ответов, остаются ли они на рынке или уходят. Как только мы заметили первые признаки изменений, мы совершили самую крупную закупку за историю существования нашей клиники. Отдел закупок сориентировался молниеносно, и мы успели приобрести многие позиции до повышения цен. Таким образом, мы подстраховались, чтобы быть уверенными, что наши пациенты не пострадают, что у нас будет все в наличии, чтобы продолжать оказывать помощь на прежнем уровне. Мы заполнили склады из расчета минимум на полгода. Это именно тот период, который позволит в случае ухода привычных поставщиков изучить альтернативный рынок. Например, многие стоматологии и сейчас активно используют материалы и технологии азиатских производителей. Некоторые наши коллеги-стоматологи даже запланировали командировки в Китай, Корею для изучения рынка. Однако спустя месяц ситуация начала проясняться.
Медицина – традиционно та отрасль, которая не попадает в большинство санкционных списков, ведь речь идет о жизни и здоровье. Так что большинство европейских производителей все таки остались на российском рынке. Цены, конечно, выросли на 40-60%: это зависит и от курса рубля, и от возникших проблем с логистикой. Тем не менее, мы понимаем, что сможем продолжить работу на привычных расходниках, инструментах и аппаратуре. Да, некоторые производители все же покинули рынок, но это не критически важные компоненты, им можно найти альтернативу как среди отечественных, так и среди азиатских производителей.
Российские аналоги стоматологических материалов
А можно еще несколько слов про отечественных производителей? Что именно из нужного стоматологам здесь конкурентоспособно? (возможно, вы пользуетесь чем-то российского производства?)
К сожалению, в целом российские материалы, инструменты и оборудование существенно уступают зарубежным производителям именно по качественным характеристикам. Доктора выбирают импортные материалы не из-за престижа, а из-за надежности и эффективности. Российские материалы выполняют свою прямую функцию, но в работе они не обеспечивают прогнозируемый устойчивый результат.
Однако некоторые российские разработки могут составить достойную конкуренцию признанным мировым производителям. Препарат Фагодент (бактериофаги) успешно применяется при хирургической пародонтологии. Кроме того, в нашей клинике мы активно используем российские средства для обработки и дезинфекции (Мультицид, Дезклинер), рекомендуем пациентам ополаскиватели для полости рта Мультицид, применяем инъекционные дентальные иглы российского произства и стерильные материалы (салфетки, хирургическая одежда, маски.). А Первый российский завод зубных щеток производит достойную альтернативу знаменитой зубной щетке Швейцарского производства (Curaprox).
Кроме того, сейчас мы стараемся присматриваться к российским разработкам и, если придется, конечно, будем использовать альтернативные материалы российских брендов. Еще в нашей клинике есть мини-лаборатория, в которой мы используем российское оборудование бренда АВЕРОН .
Рост цен на стоматологические материалы и рост цен на стоматологические услуги
Вы упомянули, что с введением санкций совершили масштабную закупку. Не могли бы вы указать в цифрах, насколько выросли цены и насколько увеличились ваши расходы?
Изначально наша клиника делала запасы минимум на квартал. В этот раз еще за неделю до официального начала событий, мы начали экстренно закупаться в расчетом на полгода и даже год по некоторым позициям. За март 2022 мы потратили вдвое больше, чем в самые затратные месяцы 2021 года, и только за март мы потратили порядка 20 миллионов рублей на расходные материалы и инструменты (в эту сумму не входит оборудование. Например, в марте мы также купили микроскоп стоимостью 55 000. долларов).
По поводу роста цен: Порошок для профессиональной гигиены полости рта швейцарской компании EMS вырос в цене с 2700 рублей почти до 11000 рублей. Стоимость имплантатов (Швейцария, США) выросла в 2 раза, однако сейчас в связи с укреплением рубля цены немного откатились. Тем не менее стоимость имплантатов на текущий момент на 10% выше, чем в январе.
Кроме того, поставщики ограничивали количество отгружаемой продукции для возможности обеспечения ей максимального количества клиник, хоть и в меньших объемах.